Нежное проникновение: рецензия на The Stanley Parable
Предупреждая возможные вопросы - эта рецензия полна моих личных впечатлений (и немного моим мироощущением). Спорить можно, но бессмысленно - объективности не завезли.
The Stanley Parable мне настойчиво вручили с условием написать обзор без спойлеров. И это действительно важно. Если вы читаете эти строки и еще ничего не слышали об этой игре – ни в коем случае не ищите подробностей в интернете, не читайте прохождения, не смотрите летсплеи. Просто запускайте игру, а как закрутить романы со спутниками прочтете потом. Или нет.
Как минимум, потому что в игре нет спутников. А еще миникарты нет. И графона нет - игра выросла из мода на движке Source, и HD в названии больше касается новых ракурсов камеры и деталей интерьера, чем общего уровня графики. Да тут даже прыгать нельзя! Но это неважно.
Главное, что первое нежное прикосновение не должно быть омрачено излишним знанием. Игра держится на своей идее, и пересказ испортит всё удовольствие. Так что эту рецензию дальше тоже не читайте. Если вы допускаете, что игры давили не только на спинной мозг, то The Stanley Parable просто нельзя пропустить. Не верите мне? Поверьте хотя бы ее Metascore и купите, одолжите или где-нибудь скачайте. Если жалко полной цены, то дождитесь бандлов или распродаж, но все равно ничего о ней не узнавайте. Наслаждайтесь.
А я продолжу под спойлером.
Все потому, что основная концентрация впечатлений приходится на первый час игры. То, с каким настроением вы сделаете первые шаги в мире Стенли, определит оставшийся путь. Нет, игра не начинает проседать в середине, и не сдувается к концу. Темп постоянно нарастает, ложная скромность отбрасывается, и The Stanley Parable, медленно и ласково проникнув в голову игрока, неожиданно взрывается яркими красками сюрреализма*. Бац! И перед вами изнанка вселенной.
Любуйтесь.
Возможно, это интерактивное кино. Или даже аудиопритча. Игра могла бы поместится в рамки текстового квеста или двухмерного платформера. Не поместилась - погрузить игрока в непостижимые законы местной физики можно только в 3D. Но настоящую жизнь ей придает рассказчик, чей текст блистательно начитал Кеван Брайтнинг (Kevan Brighting). О, этот голос, сопровождающий тебя повсюду. Он занял в моем сердце почетное место рядом с ГЛэДОС. То, что дубляжа нет – скорее к лучшему, так как работа актера озвучки в игре на высшем уровне, сомневаюсь, что возможен адекватный перевод без столь же талантливого актера (хотя голос из Little Big Planet подошел бы).
Проработанные уровни игры вызывают эффект присутствия - кажется, что The Stanley Parable действительно реагирует именно на игрока, а не подчиняется скрипту. Притча сама играет в игрока, потихоньку изменяя картину окружающего вас мира. Возможности персонажа в игре можно пересчитать по пальцам одной руки, но зато они грамотно обыгрываются. Такие ограничения позволяют обойтись без невидимых стен и практически избежать непредусмотренных шагов. Меньше путей - меньше тупиков. Игра не распадается и уверенно держит ритм (или аритмию). Простейший геймплей здесь лишь инструмент рассказчика, а не основа игры. При этом The Stanley Parable не могла бы быть книгой или фильмом, в отличие от, скажем, Dear Ester. Интерактивность - неотъемлемая часть Притчи, лучшая возможность втянуть человека в воображаемый мир и направить в глубины собственного разума. Простенькая графика может резать глаз, но и немало определяет в ощущениях от игры. В на движке последнего поколения было бы, возможно, эффектнее, но наверняка по-другому.
Поначалу внимание отвлекает банальное вступление, с читающейся между строк моралью. Не слишком актуальная для меня, еще Гоголем выведенная мораль, и с ощутимым американским привкусом. Она вязнет, скрипит песком на зубах и заставляет разочарованно вздохнуть, как вдруг отходит на второй план, а потом постепенно растворяется.
И на пьедестал вскарабкиваются пытки разума. О да, игра не лезет в душу, она просто проверяет, насколько вы в своем уме, играет на эмоциях. Расслабьтесь и живите в ней.
Спустя пару часов наваждение спадает, вы сбрасываете с себя власть The Stanley Parable и перехватываете бразды правления, но первые минуты дезориентации бесценны.
Зато теперь можно хорошенько осмотреться, заглянуть во все углы и насладиться чувством юмора разработчиков, актерской игрой и буйством фантазии.
*Это предложение многим показалось порнографичным. Вообще, игра неожиданно, но ласково трахнула меня в мозг, так что да, порнография.
**Да, я сторонница идеи, что геймплей в играх не обязателен.